Первая медицинская сестра собираясь взять анализ крови потрогала подушечки пальцев левой руки  Джока Эвила и  узнала в нем гитариста. Вторая, перевязывая его обгоревшую правую руку,  пригласила в кино. Третья делая  рентген, дышала Эвилу в ухо и , как бы невзначай, касалась его кончиком нетерпеливого языка. Четвертая искала на левой руке Эвила вену.  Не слишком большим грудям, не слишком молодой четвертой, было тесно в узком черном лифчике, и Эвил, сочувственно, отводил взгляд. Ну а пятая, старая и растрепанная, сильно ругалась,  вытирая грязной тряпкой мочу под его койкой.

За медицинских сестер, друзья! За первых и последних женщин которых мы видим на этом свете!

 

В это сложно сейчас поверить, но были времена, когда группы отечественного тяжелого металла,  в полном снаряжении, с цепями и проклепанными браслетами,  показывали по центральным каналам отечественного телевидения.  Настоящим откровением стало феерическое выступление скоростного трио KRUIZ  в лице гитариста Валерия Гаины, басиста Федора Васильева и барабанщика Сергей Ефимова в шведской программе «Лестница Якоба»,  гостившей у советской «Утренней почты».  Человек разбирающийся сразу заметит, что сие весьма зрелищное действо осуществляется под «фанеру». В 1988 году это поняли, как мне кажется, единицы. 🙂

 

«Золотая эра» советского металла была краткой, как росчерк падающей звезды.  Началась она в 1985 году с перестройкой, затеянной Горбачевым. Но еще в 1984 году в СССР безраздельно  властвовало министерство культуры, принимая решения о создании и ликвидации групп, утверждая их репертуар и нормативы на оплату труда. Если кому-то интересно, можно ознакомиться с документом под названием  «Положение об условиях и оплате труда работников концертных организаций, музыкальных и танцевальных коллективов» от 29 декабря 1976 года, там все подробно расписано.  Вокально-инструментальным ансамблям, исполняющим чуждый идеалам марксизма-ленинизма heavy metal, естественным образом была уготована судьба быть в «черных списках»,  записываться на магнитную ленту и распространять магнитоальбомы  «по рукам».  Право на концертную деятельность в Союзе  мог дать только диплом профессионального музыканта. Джимми Пейдж, лидер легендарных Led Zeppelin, самоучка, постигавший науку игры на гитаре, снимая партии с пластинок других групп, в подобных условиях дальше кружка самодеятельности при комитете ВЛКСМ сваеукладочного завода не продвинулся бы и сгинул в безвестности. Советская молодежь подходила к вопросу серьезней и ответственней, добросовестно (хотя бы на 1-м курсе) изучая музыкальную науку и обзаводясь соответствующими корешками (в прямом и переносном смысле).

В 1984 году 20-ти летний Дмитрий Варшавский вокалист и гитарист, выпускник Гнесинки по классу виолончели,  вместе с упомянутым выше 21 летним бас-гитаристом Федором Васильевым (Гнесинка по классу тромбона) и 25-ти летним барабанщиком Андреем Шатуновским ( 3-е Московское областное музыкальное училище по классу ударных) выбрали для своей группы название  Черный Кофе и записали магнитоальбом «Приди и все возьми». Прослушав тогда заглавную песню, я перемотал кассету назад и прослушал еще раз и еще… ибо голос вокалиста, музыка и текст были настолько необычны для «русского рока», что в голове это просто не укладывалось. Это был самый настоящий «западный» тяжелый рок, на русском языке. Фантастика!

Бесконечно трудно сочинять свое, если под руками есть целый пласт чужого музыкального материала, который слышали единицы. Слишком велик соблазн тупо содрать и выдать за собственное «творчество».

В 1981 году композитор Давид Тухманов, считавшийся в Союзе прогрессивным, создал рок-группу Москва, в которую вошли музыканты ВИА «Надежда»:  Николай Носков (вокал, ритм-гитара), Алексей Белов (вокал, лидер-гитара, клавишные) и Дмитрий Серебряков (ударные).   На государственной фирме звукозаписи «Мелодия»  был записан альбом «Н.Л.О.», который отечественные меломаны буквально смели с полок магазинов. Слушал его и я, особо впечатлен не был, ибо органически не приемлю арт и прогрессив, но не мог не признать, что на тот момент музыка Тухманова звучала свежо и оригинально. Свежо — безусловно, но вот насчет оригинальности… 🙂  Давайте разберемся.

Вот, например, заглавная песня альбома.

 

Композиция бесцеремонно снята с американской команды STYX. Ее мы слушали в предыдущих выпусках, но повторюсь:


А вот здесь вообще весело. «Ну и дела» позиционировалась, как хард-рок.


На самом деле, вдохновением для Давида Тухманова послужила вышедшая годом раньше не самая заводная песенка в исполнении поп-роковой певицы Kim Wilde.


Интересно, не правда ли? 🙂  Нет ничего зазорного в подражании. Плохо, когда плагиат делается осознанно, опираясь на неведение.

В конце 1985 года вышел в свет магнитоальбом новой советской рок-группы АРИЯ под названием «Мания величия».  Помню, что какой-то «знаток» из муз.критиков моментально заключил, что группа копирует западногерманский ACCEPT.  Хотя любой металлюга-меломан, слыша любимые сердцу триоли,  мог легко распознать  мотивы британских IRON MAIDEN.


Дело, как говорится, хозяйское, но мне вокал Валеры Кипелова нравится гораздо больше вокала Брюса Дикенсона, он богаче красками, эмоциональней и просто сильнее. Ну а музыка АРИИ гораздо интересней, богаче мелодичностью и хитами, нежели у Железной девы. Здесь произошел тот самый случай, когда ученик превзошел учителя. Беда АРИИ, на мой взгляд,лишь в одномблестящие музыканты не рискнули запеть на английском, упустив тем самым шанс стать группой мировой величины.


Рок-группа Круиз, под управлением Матвея Аничкина, весьма успешно работала на концертных площадках Союза в период с 1980 по 1984 год. Круиз выпустил два магнитоальбома «Крутится волчок» и «Послушай человек», многие песни из которых стали хитами. Сложно сказать по какой неведомой идеологической причине министерство культуры СССР приняло в 1984 году решение распустить группу. Во всяком случае, предъявить Круизу что-то серьезное на предмет музыки или текстов невозможно.  Круиз образца 1980-1984  играл где-то арт-рок, фрагментарно хард-рок, которому до полновесности надо было что-то срочно решать с легкомысленными клавишными. Гитаристу-виртуозу и талантливому композитору, выпускнику Тираспольского музыкального училища, Валерию Гаине, как мне кажется, было тесно в заданных рамках, где на первом месте стояло не творчество, как таковое, а  постоянный поиск компромисса с госкомиссией.

Ветер перемен 85-го года дал музыкантам надежду заниматься той музыкой, которую хочется и играется, а не спущенной инструкциями сверху. В 1986 году Валерий Гаина собрал новый состав Круиза. Теперь это было трио, куда кроме Гаины, решившего взять на себя функции вокалиста, вошли басист Федор Васильев (пришедший из разгромленного министерством культуры Черного Кофе)  и барабанщик Сергей Ефимов из группы АльфаКруиз заиграл самый настоящий, гитарный, риффовый, скоростной, жесткий, но при этом мелодичный, heavy metal. В 1987 году на фирме грамзаписи «Мелодия» был выпущен альбом группы под названием «Круиз-1». Он разошелся по стране тиражом в 12,5 млн. экземпляров.  Валерий Гаина предстал в этой работе во всей красе, раскрыл широту и многогранность своего таланта и исполнительского мастерства,  доказав, что по праву считается лучшим гитаристом Советского союза.


Группа много и успешно гастролировала по Европе. Валерий Гаина пошел на эксперимент и записал в Мюнхене англоязычный вариант альбома «KRUIZE». И это был полноценный, готовый к продаже на Западе thrash metal.


А в Союзе тем временем,  из АРИИ уходит большая часть музыкантов: гитарист Андрей Большаков, басист Алик Грановский, барабанщик Игорь Молчанов и клавишник Кирилл Покровский, чтобы создать группу МАСТЕР, ориентированную на набирающий популярность thrash metal.  Оставшиеся арийцы в лице гитариста Владимира Холстинина и вокалиста Валерия Кипелова  призывают под свои знамена новых бойцов, которыми становятся басист Виталий Дубинин, гитарист Сергей Маврин и барабанщик Максим Удалов, и выпускаютв 1987 году на «Мелодии» альбом «Герой асфальта». В этом же году отливает свою виниловую пластинку и МАСТЕР.

 

Дмитрий Варшавский собирает новый состав Черного Кофе,  выдавая на гора одну нетленку за другой. «Кофе» сначала записывает в 1986 магнитоальбом «Светлый металл», а на следующий год на «Мелодии» выходит диск «Переступи порог».

Так уж получается, что мое повествование все время идет о трех ведущих отечественных металлических командах.  Может сложится впечатление, что никого больше рядом и не было. 🙂 Конечно, это не так.  В конце 80-х  Союзе было великое множество групп играющих «тяжеленькое» на самых разных уровнях: от любителей до профессионалов. Существовали женские металлические команды, например — Маркиза и Примадонна. Другой вопрос, что видеоматериалы этих групп в хорошем качестве очень трудно найти, да и стоит ли? Каких-то музыкальных находок и откровений там нет, несмотря на металлические атрибуты и декорации. Невозможно за год-другой вырастить сотни, да что там! — хотя бы несколько десятков профессиональных исполнителей.  К этому надо идти постепенно, долго, предоставив музыкантам возможность самостоятельно думать, приобретать хорошие инструменты и аппаратуру, создавать репетиционные базы и студии звукозаписи, давать время в эфире на радио и ТВ.

Если внимательно посмотреть кадровые изменения в составах «мастодонтов» отечественного тяж.мета, можно легко увидеть, что из группы в группу годами кочуют одни и те же музыканты. Не от «хорошей жизни», однако, ибо слишком беден выбор.

Но вернемся к вопросу о других группах. Вот, например, клип группы Тяжелый день, в которой запевает отличный вокалист Владимир Бажин. Вам ничего риффы вступления не напоминают?

Подскажу: AC/DC- Hells Bells.

 

 

А вот  проект под названием ШАХ представляется мне гораздо более интересным. Кстати, Шах и Тяжелый день совместно выступали в Зеленограде на сцене Дома Культуры.

ШАХ был образован в Москве в 1985 году Антоном «Антонио» Гарсия (гитара, вокал), Андреем Сазоновым (барабаны), Михаилом Жемчужным (бас, вокал). Группа «с нуля» заиграла thrash metal, ориентируясь на грандов стиля из Штатов — Slayer, Anthrax и Megadeth. В 1988 году Жемчужного на басу сменил покойный ныне Анатолий Крупнов — лидер достаточно известной к тому времени группы Черный обелиск.  Молодую перспективную группу взялся продюссировать в Германии Валерий Гаина. В результате на студии «Red Line» осенью 1988 года был записан  «Beware», получивший высокие оценки в западных музыкальных изданиях. Немецким поклонникам трэша русский ШАХ пришелся по душе, группа отправилась в совместный промо-тур с Круизом, но возникли какие-то проблемы у организаторов и проект пришлось приостановить. ШАХ вернулся в Москву, Анатолий Крупнов в Черный обелиск.  А жаль..

 


 


На этом мне хотелось бы поставить точку в своем рассказе, ибо к своему финалу подошла и «золотая эра» советского металла. Во-первых, очень скоро не стало советской страны. А во-вторых, поперхнулся низкопробной попсой и шансоном, не успевший окрепнуть расправить крылья, русский металл. Многие музыканты подались за океан, искать правды там, да не снискав особых лавров, вернулись обратно. И лишь АРИЯ упорно продолжала выживать во всей этой вакханалии пошлости и примитивизма. В начале двухтысячных произойдет некий hellraiser, но это уже совершенно другая история.